MX плюсТрехдневное сафари на снегоходах по Каракольским озерам на Алтае
  
НОВОСТИ МАГАЗИН ЖУРНАЛ КАЛЕНДАРЬ ФОРУМ перейти на стартовую страницу написать письмо админу посмотреть карту сайта добавить МХ+ в избранное
Авторизация
Логин:  
Пароль:  
Регистрация  


Глава 2. Подготовка мотоцикла [Самые важные настройки]

В последнее десятилетие благодаря развитию технологии настройка мотоцикла приобрела очень большое значение. Помимо обычного обслуживания, мотоцикл необходимо настраивать под каждого конкретного гонщика. Все усложняющаяся формула настройки требует учета роста, веса, стиля, способностей спортсмена. Помимо этого в игру вступают такие переменные, как тип трассы, погода, тип мотоцикла, что дает бесчисленное множество различных комбинаций.

Джереми Макграф – один из лучших среди гонщиков в настройке мотоцикла, и это одна из многих причин, почему его стиль производит впечатление легкости

В самую первую очередь необходимо, чтобы мотоцикл подходил гонщику. Когда все хорошо, внедорожный мотоцикл становится частью тела гонщика. Действуя как единое целое, они скользят по трассе, а не борются с ней. Чтобы все обстояло именно так, мотоцикл должен на сто процентов соответствовать гонщику.

Важно понимать, что настройка мотоцикла, это не разовая акция. Поскольку переменных по-настоящему много, настройки будут меняться по дням, а иногда и по часам, даже если вы ездите в одном и том же месте в одних и тех же условиях. Поэтому рекомендуется вести журнал настроек, чтобы не забывать, что работает, а что нет. Ниже приведено описание наиболее общих вещей, с которых надо начать, чтобы выработать собственные предпочтения.

Руль

Руль является одним из важнейших элементов настройки, так как определяет, как гонщик сможет двигаться на мотоцикле. Рынок предлагает рули с широким диапазоном высоты и формы.

В целом, высокие гонщики обычно предпочитают высокие рули, низкие пилоты – низкие. Но вы можете обнаружить, что на вас это не распространяется. Предпочтения у гонщиков разные, поэтому попробуйте различные модели, чтобы понять, что вам подходит.

Один из способов получить представление о том, что вам подходит – ослабить болты крепления руля и повернуть его подальше от себя. Затем, поставив мотоцикл на подставку, сядьте в свое привычное положение. Закрыв глаза, опустите руки на воображаемый руль. Результат будет близок к идеальному. Теперь вы знаете, как закрепить руль.

Установите руль в новое положение, затяните болты, вновь сядьте на мотоцикл, как вы обычно сидите и, закрыв глаза, опустите руки на руль. Если промахнетесь, подкорректируйте его положение. Если желаемый результат не может быть достигнут, попробуйте другой руль. Проделанная операция должна дать вам представление о том, чем новый руль должен отличаться от старого. По возможности возьмите старый руль в магазин и сравните его с новыми моделями, это, вероятно, поможет найти вам тот единственный, который вам необходим (чуть выше/ниже, немного сильнее завернутый назад и т.п.)

Помните, что ваше положение тела в свою очередь так же оказывает влияние на ваши предпочтения. С ростом мастерства будет совершенствоваться и ваша посадка, так что время от времени проверяйте, насколько руль вам удобен и вносите необходимые изменения.

Вне зависимости от того, какой изгиб вам больше нравится, предпочтительно использовать алюминиевые рули, так как они прочнее. Стальные модели дешевле, но их проще погнуть. Алюминиевые рули, особенно высококачественные, невероятно прочны и оправдывают свою немалую цену после нескольких падений. Renthal производит одну из самых популярных линеек и используется многими мировыми и национальными чемпионами. Хотя наиболее прочные и уникальные рули, это ProTaper. Попросту самые крепкие рули на рынке.

У ProTaper нет поперечной планки и, как следует из названия, в месте крепления к траверсам он имеет утолщение. Стоит этот руль порядка $100, не включая стоимости запчастей для крепления его к траверсам. Если на вашем мотоцикле такие крепления съемные, то их замена обойдется в $50, если нет, то установка руля выльется в $150. Однако в долгосрочной перспективе это окупится, если вы принадлежите к числу тех, кто легко гнет рули.

Ширина руля – еще один необходимый для настройки мотоцикла под себя фактор. В то время как мотокроссмены и любители пустыни обычно предпочитают стандартные рули (около 30-31 дюйма), то кросс-кантрийщики и эндуристы склонны их укорачивать до 28-29 дюймов, чтобы мотоцикл мог легче пробираться между деревьями. Заметьте, пожалуйста, что чем короче руль, тем меньше рычаг и хуже управляемость.

Определившись с типом и шириной руля, ровно закрепите его, сядьте на мотоцикл и, перед тем, как затянуть болты, оцените угол наклона. Большинство гонщиков устанавливает руль так, что его края параллельны земле. Но у некоторых пилотов, например мотокроссмена Лари Варда, они приподняты.

Правильная настройка – это абсолютная необходимость, именно она определяет, как будет работать ваш мотоцикл и, главное, то удовольствие, которое вы сможете от езды получить. На этой фотографии Гай Купер в своем магазине в Стилвотер (Оклахома) демонстрирует, как следует установить рычаги сцепления и тормоза. Его руки находятся в атакующей позиции, а рычаги располагаются почти под таким же углом, может быть чуть пониже. Такая настройка – хорошая отправная точка для определения собственных предпочтений

Траверсы

В начале 1990-х на рынке появились траверсы, позволяющие изменять положение крепления руля. Это дает гонщику возможность переставлять руль ближе или дальше от себя и, в некоторых случаях, увеличивать высоту руля. На некоторых мотоциклах, развернув крепления руля на 180 градусов, можно изменить расстояние от руля до гонщика. Большинство подобных изменений незначительны, но именно они ведут к хорошей управляемости.

Высота крепления руля может быть настолько важна, что мотокроссмен Лари Вард имеет набор сделанных по индивидуальному заказу креплений, их высота различается на 1 миллиметр и выбор гонщика определяется трассой. Изготовлением креплений для руля занимаются несколько компаний, но один самых известных брэндов, это Applied Racing.

Резиновые ручки на руль

Существует не один десяток различных моделей ручек, и вкусы спортсменов безумно различаются. Чтобы избежать мозолей, некоторые гонщики срезают несколько резиновых полосок на верхней части ручек (в дождливую погоду так поступать не рекомендуется, ибо ручки станут более скользкими). Мотокроссмены обычно склонны использовать мягкие ручки, а эндуристы – жесткие, как более долговечные.

Ручки следует клеить на руль специальным клеем для ручек, а затем закреплять проволокой. Это снизит вероятность того, что ручка будет отклеиваться и проскальзывать.

Рычаги

Необходимо, чтобы рычаги сцепления и переднего тормоза можно было легко использовать как сидя, так и стоя. Если рычаги будут слишком высоко, то их будет сложно использовать стоя, если слишком низко – сидя.

В качестве отправной точки большинство гонщиков, сев на мотоцикл, ослабляет крепления рычагов настолько, чтобы их можно было поворачивать с минимальным усилием. Рычаги должны быть установлены под тем же углом, что и руки гонщика в атакующей позиции и затем закреплены в соответствии с рекомендациями производителя. В вашем обычном положении на мотоцикле пальцы на рычагах должны естественным образом отдыхать. При правильном положении локтей (слегка подняты) рычаги будут на одной оси с рукой. Так что, настраивая рычаги, будьте уверены, что сидите как надо.

Расположите рычаги так, чтобы они были примерно в 3/8 дюйма от края руля. Это уменьшит шансы сломать их при падении.

Рычаги сцепления и тормоза должны располагаться примерно в 3/8 дюйма от края руля. Это сведет шансы сломать их при падении к минимуму. Лучший способ отмерить расстояние – прижать рычаг максимально близко к ручке

Сиденье

Сиденье, это еще одна составляющая, которая может быть настроена под гонщика при помощи обтяжки либо путем изменения набивки. И хотя многие гонщики удовлетворены стандартными сиденьями, следует знать, что на рынке существуют модели с набивкой разной плотности. Отметим так же цепкие обтяжки, которые помогают избежать любого нежелательного скольжения. Цепкое сиденье особенно полезно в такие ответственные моменты, когда вы сжимаете его коленями.

Если ваш рост выше среднего или вы страдаете из-за проблем с коленями, то, возможно, имеет смысл при помощи набивки сделать сиденье повыше. И наоборот, некоторые невысокие гонщики склонны кухонным ножом набивку вырезать. На самом деле многие участники соревнований по суперкроссу вырезают переднюю часть набивки сиденья, чтобы лучше сидеть в поворотах. Однако будьте бдительны, если срежете слишком много, то езда на голом пластике может стать для вас весьма болезненной.

Лапка переключения передач

Установка лапки переключения передач является еще одним элементом настройки, которая позволяет сделать мотоцикл под себя, и это важная настройка.

Лапку можно перемещать в небольшом диапазоне благодаря шлицам на валу. На рынке можно найти рычаги с отличным от стандартных изгибом и более экономичные модели. Обычно они делаются из стали, поэтому весят чуть больше, зато надежнее стандартных алюминиевых.

Как правило, лапки КПП устанавливаются на одном уровне с верхней частью подножки. Вы можете обнаружить, что вам удобнее, когда лапка расположена несколько выше или ниже, но помните, что вы должны переключаться как сидя, так и стоя.

Для начала большинство гонщиков устанавливает лапку переключения передач так, чтобы ее нижняя часть была на одном уровне с подножкой

Педаль тормоза

Расположение педали тормоза так же важно, как и лапки переключения передач. Для начала большинство гонщиков устанавливает педаль на одном уровне с подножкой. Отталкиваясь от этого, настройте педаль так, чтобы могли использовать ее и сидя, и стоя. Когда настройка завершена, убедитесь, что заднее колесо не блокируется. Помните, тормоза могут блокироваться, когда они горячие, так что удостоверьтесь, что ваши тормоза хорошие и теплые (сделайте несколько кругов жестко используя задний тормоз) и затем перепроверьте, что тормоз не блокируется.

Хотя мнения разделяются, большинство гонщиков устанавливает педаль тормоза на одном уровне с подножкой

Покрышки

Если вы когда-нибудь смотрели гонки NASCAR, то должны представлять, какую роль играют покрышки в технических видах спорта. Хотя многие заводские гонщики используют резину из особенных материалов, производители покрышек проделали отличную работу, создав стандартные покрышки для широкого диапазона различных условий. Обычно лучший способ определить, какая резина больше подходит для вашего типа местности – посмотреть, что используют другие серьезные гонщики. Выбор всегда определяется субъективными соображениями, и даже производители резины порой не могут точно сказать, что лучше использовать на конкретной местности. 

Вне зависимости от условий, если покрышка изношена, результат будет плох. Когда острые края шашечек закругляются, зацеп потерян. Профессионалы меняют резину после каждого заезда, а вам самим предстоит решить, как часто это делать. Продлить жизнь покрышки можно, развернув ее в другую сторону, но это негативно скажется на торможении. Передние покрышки обычно живут гораздо дольше задних, а различные условия сказываются на разных типах резины по-разному. Просто помните, что когда края шашечек закруглились, зацеп потерян.

Большинство покрышек предполагает давление от 12 до 15 psi. Чем ниже давление, тем лучше зацеп, но тем уязвимее камера.

Один из способов избежать спущенных колес – установить внутрь уплотнитель. Michelin и Moose Racing производят застрахованные от пробивания уплотнители стоимостью от $100 до $130, а Dunlop – уплотнители с миниатюрной камерой внутри.

К сожалению, уплотнители крайне сложно устанавливать (требуются специальные инструменты и смазки), а изнашиваются они достаточно быстро. Пока производители думают, как продлить их жизнь, они погибают из-за сильных нагрузок и перегрева.

Уплотнители так же отличаются от стандартных покрышек своими амортизирующими характеристиками. Именно поэтому Dunlop создал модель с маленькой камерой внутри: для контроля чувствительности.

Выбор резины крайне важен и относиться к нему надо серьезно. Существует немало производителей покрышек, лучшие из них это Bridgestone, Dunlop, Metzeler, Michelin, Pirelli. Важно использовать резину оптимальной жесткости с рисунком, подходящим для конкретных условий, но еще важнее, чтобы резина была свежей. Когда шашечки закругляются, зацеп отдаляется от оптимального

Подвеска

Настройка подвески – самая важная часть настройки мотоцикла. Жесткость пружин, уровень масла, картриджи, регулировки на сжатие и отбой, преднатяг пружин, статический прогиб и особенно тип мотоцикла – все это оказывает влияние на управляемость. Поскольку настройка вилки и амортизатора крайне сложна, обратитесь к инструкции по эксплуатации мотоцикла или к “Motocross and Off-Road Motorcycle Performance Handbook”, потому что для раскрытия этого вопроса требуется отдельная книга.

Серьезные гонщики, перед тем как по полной затюнговать вилку, настраивают ее в специализированной компании. Если решите переделать подвеску, проконсультируйтесь у других гонщиков, какие компании лучше справляются с вашим типом мотоцикла. В США таких компаний сотни, и у каждой свой собственный взгляд на то, что работает, а что нет.

Диски увеличенного размера приобрели популярность в начале 1990-х, поскольку позволяли увеличить тормозное усилие. Набор увеличенного размера обычно включает диск, ля-ля, ля-ля и стоит порядка $200

Высота перьев вилки

У большинства гонщиков перья вилки подняты над траверсами на 5-10 мм. Для лучшей поворачиваемости их можно поднять еще выше (вплоть до момента, пока они не упрутся в руль). Недостаток такой операции в том, что мотоцикл будет менее устойчив на высоких скоростях и, возможно, у вас будет болтаться голова. И наоборот, установка перьев заподлицо с траверсами даст вам большую стабильность на высоких скоростях за счет ухудшения поворачиваемости.

Советуют профессионалы

Джереми Макграф
«Я посвящаю массу времени экспериментам с различными (внешними) передаточными отношениями. Невероятно, какую разницу может создать всего лишь один зуб задней звезды. Без нормальной работы передач ваш мотоцикл никогда не сможет полностью использовать свой потенциал, а вы постоянно будете манерой езды компенсировать недостатки его работы. Когда мотоцикл настроен неудачно, вы будете замечать, что постоянно находитесь между передачами и слишком часто используете сцепление»

Стив Лэмсон
«По-настоящему важно следить за тем, чтобы тормоза работали как надо, и я нахожу необходимым регулярно чистить тросики»

Майк Крэг
«Замена тросиков новыми или смазка старых – это необходимость. Когда сцепление выжимается легко, у меня меньше забиваются руки»

Джон Дод
«Замените рычаг и крепление сцепления, когда они начнут разбалтываться. Это хороший способ сохранить свежесть вашего мотоцикла»

Майк Хили
«Когда я настраиваю новый мотоцикл, то всегда экспериментирую с изгибом руля. Я ищу что-то, что удовлетворяет эргономике мотоцикла. Выбор обычно останавливается на том, что кажется более естественным»

«На все свои мотоциклы я ставлю особо прочные подножки. Мне нравится, когда они пошире, плюс не приходится волноваться, что погнутая подножка испортит мне день»

Тай Дэвис
«Для оф-роада я использую плетеный тросик переднего тормоза. Он невероятно мощен, поскольку менее гибок, чем обычный пластиковый»

«На сложных скользких маршрутах я использую более тяжелый маховик. Дополнительный вес изменяет характеристики двигателя, не позволяя ему раскручиваться так быстро, как обычно. Благодаря этому меньше букс, и я сохраняю зацеп, особенно в грязи»

Майк Кедровски
«Для лучшего торможения я использую передний тормозной диск увеличенного диаметра»

Защита

Существует несколько различных типов защиты, призванных уберечь ваш мотоцикл от внешних воздействий. Обычно для мотокросса не требуется такое количество защиты, как для эндуро, но большинство ее элементов может быть полезно для любой езды. Вреда от защиты мотоциклу не будет. 

На рынке можно встретить широкий выбор защиты мотоцикла от внешних воздействий. Защита двигателя разработана для внедорожных мотоциклов и помогает сохранить в целости картер, направляющие рамы и крышку водяного насоса. Обратите внимание на небольшое отверстие в нижней части пластины, оно позволяет легко поменять масло

 Защита нижней части картера
(мотокросс и off-road)

Самый распространенный тип такой защиты представлен алюминиевой пластиной, закрывающей нижнюю часть двигателя и большую часть направляющих рамы. Можно встретить и большие модели, загибающиеся вокруг направляющих рамы и защищающие крышку помпы или даже выхлопную трубу. Любители оф-роада обычно используют большие пластины, мотокроссмены отдают предпочтение меньшим и более легким.

Защита трубы
(в основном off-road)

Это пластиковая или металлическая защита, загибающаяся вокруг передней нижней части трубы, призванная уберечь ее от вмятин.

Защита рамы
(мотокросс и off-road)

Защищает нижнюю часть рамы в районе крепления маятника. Правая часть этого элемента так же защищает цилиндр заднего тормоза от незначительных повреждений. Такая защита поможет краске на раме сохраниться.

Защита радиаторов
(в основном off-road, становится популярной среди мотокроссменов)

Двойные алюминиевые вентилируемые пластины, устанавливаемые с целью защиты крайне дорогих радиаторов от камней, веток и других предметов.

Защита радиатора обычно используется как в мотокроссе, так и в оф-роаде. Оберегая радиатор от мусора, вылетающего из-под чужих колес, рама защиты укрепляет радиатор в целом, уменьшает вероятность его погнуть. Новый радиатор стоит за $200 штука, а пара защитных вставок продается по цене около $80. Выбор за вами

Защита на руль
(лесные гонщики)

Металлическая защита, уберегающая руки от ударов деревьев. Помимо этого, она укрепляет руль.

Лопухи на руль
(эндуристы и все любители езды в холод и грязь)

Пластиковые щитки, защищающие руки от летающего мусора типа камней или грязи. В холодную погоду они помогают сохранить руки в тепле.

Защита дисков
(мотокросс и off-road)

Обычно сделанная из пластика, а иногда их алюминия, защита дисков сохраняет их от повреждений. Она настолько важна, что некоторые производители ставят ее на стандартные мотоциклы.

Акулий плавник
(в основном off-road)

Цельный кусок металла, обычно алюминиевый, защищающий ротор заднего тормоза.

15 янв 2006 22:35

Последний выпуск
МХ журналы 

Трехдневное сафари на снегоходах по Каракольским озерам на Алтае

---

Powered by
DynacontCMS

---
--- ---
---
     © 2001-2006, MX+ info@mxplus.ru Live Fast Die Funny